Пока дышу — живу, или Тайны неблагородных металлов

Со школьной скамьи мы помним, что в основном земная атмосфера состоит из азота, кислорода, углекислоты и некоторых других газов. Но атмосферу загрязняют своими выбросами фабрики, заводы, металлургические комбинаты, ТЭЦ и ГРЭС, транспорт и т.д. — подробный перечень занял бы слишком много места.

Иными словами, от нас зависит, каким воздухом мы дышим.

Позднее мы поговорим еще о трансграничном (т.е. не имеющем границ) загрязнении воздуха, о наиболее неблагополучных в этом смысле регионах, о доминирующих источниках вредных выбросов.

А начнем разговор с трех аспектов:

поговорим о том, чем «одаривает» нас автотранспорт;

о том, откуда берутся всякие-разные стиролы, радоны, формальдегиды, бензолы, диметиламины в наших квартирах;

и, наконец, о том, как со всем этим бороться.

В одних городах промышленных предприятий много, в других их почти нет, но практически везде есть автотранспорт.

В таких огромных городах, как Москва, до 90 процентов выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ — «на совести» именно автотранспорта (для наглядности: это около 140 кг в год на каждого москвича!).

И это — не только закопченные стены домов, серые стекла и поникшие деревья; это — и чернеющие легкие горожан, и свинцовые отравления, и, как следствие — увеличение числа астматиков, сердечников, раковых больных.

Пока будут искать другое моторное топливо, пытаться газифицировать транспорт (как, кстати, это делается в США, Японии, Китае, России и других странах), изобретать «экологически чистый автомобиль» и т.д., нам, увы, еще долго придется рисковать, вдыхая токсичные выхлопные газы, в которых — и соединения свинца, и полимеры, и окислы азота, и окись углерода, и канцерогенные углеводороды...

Как же уменьшить воздействие всех этих вредных веществ на организм и по возможности обезопасить себя?

Говорят, что лучший способ не утонуть — это вовсе не приближаться к воде. В случае с воздухом — посложнее, потому что не только от нас зависит, каков он.

Конечно, хотелось бы—чистого, загородного, с запахом све-жескошенной травы, а не свежевыброшенных выхлопных газов. Но, увы—приходится расплачиваться за возможность жить и работать в большом городе. А соответственно приходится время от времени задумываться о том, как помочь организму справиться с нагрузками.

Естественно, хорошо бы побольше времени проводить без стрессов, хорошо и правильно питаться, находиться в окружении живой природы.

Но это — в идеале, который мало кому из нас доступен.

Зато вполне доступны недорогие витамины (например, «Ком-пливит») или пищевые добавки, продающиеся в каждой аптеке (концентрат солнечника клубненосного «Долголет» и другие); для выведения из организма свинца (а в автомобильных выхлопных газах его пока предостаточно) существует активная пищевая добавка «Альгопект», в которую входит яблочный пектин.

Кстати, что касается пектинов, которые входят в состав многих овощей и фруктов, то специалисты пришли к выводу (см. «Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации»), что они являются «естественными комплек-сообразователями». А «профилактическое действие пектинов связано с их способностью уменьшать всасывание свинца в желудочно-кишечном тракте, предупреждать его вторичную резорбцию в кровь, способствовать усиленному выведению металла из организма».

В чем же они содержатся, эти яблочные пектины, оказывающие столь положительный эффект?

В любимых многими из нас мармеладах, киселях, желе и т.д.

Кроме этого, для выведения из организма тяжелых металлов и радионуклидов рекомендуются альгинаты-полисахариды, которые получают из водорослей.

Конечно, столичного студента или клерка не сравнить с теми, кто непосредственно работает на свинцовом производстве или живет рядом с заводом. И, тем не менее, глядя на картосхему распределения соединений свинца в атмосферном аэрозоле Москвы, «чистой зоной» не назовешь многие ее районы.

А что касается промышленных зон, которые есть почти во всех городах, то здесь свинец может попасть в организм не только ингаляционным путем, при дыхании, но также и перорально — при заглатывании пыли.

Чаще всего упоминаю свинец по той простой причине, что, несмотря на всякие решения и постановления, в России широко используется этилированный бензин.

Для сравнения: в неэтилированном бензине свинца 0,013 г/л, а в этилированном (АИ-93)—до 0,37 г/л. Его соединения попадают в легкие, оттуда — в кровь и больше всего поражают нервную систему и органы кроветворения. Отсюда — анемия, головные боли, энцефалопатия и т.д.

А если еще учесть, что кроме свинцовых соединений автомобильные выхлопы отягощают воздух сажей, оксидами: серы, азота, углерода; альдегидами и т.д., то становится ясной степень воздействия на нервную и сердечно-сосудистую системы, на легкие и бронхи — практически на весь организм.

Считается, что в среднем в течение года легковой автомобиль способен потребить из атмосферы более четырех тонн кислорода. А взамен вместе с выхлопами выбрасывает в воздух около 800 кг окиси углерода, до 200 кг углеводородов и почти 40 кг оксидов азота.

Учитывая, что в одной только Москве сейчас эксплуатируется около трех миллионов автомобилей (а всего в мире — около 400 млн), можно представить, какую нагрузку испытывают кожа, глаза и дыхательные пути горожан, особенно тех, чьи квартиры или офисы находятся на оживленных магистралях или вблизи перекрестков.

Поэтому тем, кто хочет помочь своему организму, не помешают в ежедневном рационе свежие овощи и фрукты, богатые витамином С (желательно, чтобы в организм ежедневно попадало около 150 мг аскорбиновой кислоты); содержащие достаточное количество железа и кальция гречневая крупа, сыры, кисломолочные продукты, говядина...


::Следующая страница::