Как не остаться в чистом поле

Покупать загородные дома бывает рискованно. Мечтая обзавестись собственным домом, многие охотно хватаются за предложение приобрести земельный надел в каком-нибудь красиво названном поселке, а потом оказываются в чистом поле лицом к лицу с кучей проблем, без дорог и коммуникаций.

Будьте заранее морально готовы к тому, что продавец что-то недоговаривает. Методы введения покупателей в заблуждение могут быть самые различные, начиная от занижения стоимости и заканчивая информацией об удаленности поселка от МКАД. Как правило, участники рынка загородной недвижимости не опровергают информацию о такого рода «неточностях», добавляя, что этим занимаются несолидные продавцы.

Вот один пример из Подмосковья. После тщательного подсчета оказалось, что распространенное мнение, будто в радиусе 55 километров от Москвы существует около 300 коттеджных поселков, не соответствует действительности. Выяснилось, что только 171 поселок активно застраивается домами, которые продаются. Еще приблизительно 150 поселков либо давно распроданы (хотя на продажу в них и может выставляться 1—2 дома на вторичном рынке), либо еще даже не строятся. Потому что это объекты отдаленной перспективы, сроки начала строительства еще не определены...

Даже сами работники риэлтерских контор говорят о том, что рынок загородной недвижимости является довольно непрозрачным. Это диктует определенные опасения и риски. Есть вообще мнение, что на рынок загородной недвижимости лучше даже не пытаться выходить самостоятельно, без помощи хорошего юриста, иначе можно столкнуться со сложностями.

Например, встречались ситуации, когда стоящий на участке дом по всем бумагам как бы не существует. (В окрестностях Москвы эта проблема особенно характерна для Волгоградского и Калужского направления: говорят, там есть даже целые «несуществующие» поселки.) Почему это происходит?

Дело в том, что поселок делится на участки условно: клиент может купить два, три, четыре участка, но он построит на них один дом. Отсюда возникают разночтения в количестве участков в поселке.

Существует масса махинаций, которые используются риэлтерами для введения покупателей в заблуждение.

Ф В рекламных объявлениях зачастую указываются неверные данные о цене дома. Для привлечения большего внимания цена занижается.

(D Даются неверные сведения об инфраструктуре поселка, количестве

участков и домов. ® Указывается неверное расстояние от МКАД.

Последнее, в частности, связано с тем, что расстояние может быть измерено по-разному: одни агентства указывают расстояние по спидометру, другие — просто расстояние по шоссе без учета подъезда, а третьи — вообще меряют линейкой по карте.

Расстояние от МКАД до поселка является довольно скользким психологическим моментом. Допустим, если известно, что уже имеющиеся в продаже поселки у деревни Сосновка рекламируются как удаленные на 20 километров от МКАД, а на самом деле их все 35, то приходится указывать, что новый поселок, расположенный там же, удален на те же 20 километров. В противном случае этот поселок станет неликвидным.

Кстати, точно так же обстоит дело с ценой. Здесь ситуация сходна с рынком новостроек. Например, в новом доме квадратный метр стоит 1200 долларов, но, если написать реальную цену — 1200, никто не будет звонить, потому что другая компания указала «от 800».

Наиболее тяжелая ситуация на загородном рынке сложилась с инфраструктурой. Когда начиналось коттеджное строительство, застройщики в обязательном порядке закладывали суперинфраструктуру, потому что считалось, что она необходима. Однако со временем стало ясно, что создание суперинфраструктуры с фитнес-центрами является слишком дорогим удовольствием. Кроме того, содержание подобной инфраструктуры обходится довольно дорого, и в коттеджном поселке на 60 домов услуги такого цен гра будут обходиться жителям в немалую сумму. В итоге получается, что даже имеющаяся инфраструктура очень быстро может прийти в упадок. Покупатели загородных домов должны отдавать себе отчет в том, что в поселке на 50—70 домов не может быть суперинфраструктуры.

Тем не менее, хотя зачастую продавцы недвижимости дают неверную информацию о продаваемых домах, все-таки, по мнению участников рынка недвижимости, объективных причин для этого нет. Некорректные методы привлечения покупателей могут позволить себе только несерьезные компании. Если же фирма дорожит своим именем, она никогда не позволит себе подобного. Другое дело — просто ошибки, которые могут быть у всякого продавца и любой компании. Но обратите внимание, кто пытается их исправить, а кто думает только о том, как заработать на вас деньги.