Жилые дома со сложной объемно-пространственной композицией

В зарубежной строительной и особенно в проектной практике встречается большое количество жилых домов со сложным объемно-пространственным построением, нередко с меняющимися габаритами -поэтажных планов.

Часто такие решения связаны с предложениями новых методов индустриального строительства, применением пространственных конструкций.

На рис. 34 показан экспериментальный жилой дом из пространственных скорлуп. Фасад здания состоит из шестигранных сот. В проекте даются варианты использования .необычного пространства помещений квартир за счет применения специальной встроенной мебели.

В конкурсном проекте на индустриальные жилые дома в Англии предусмотрено использование стандартных пространственных элементов из решетчатых стальных секции, покрытых оболочкой из листовой стали, обработанной набрызгом асбестовым раствором, с утеплением из полиуретановой пены (рис. 35).

Основная строительная ячейка здания — куб размером 3X3X3 м, собираемый из четырех элементов. Из двух таких же элементов образованы консоли для опирания выступающих частей здания — балконов или навесов.

Возможность свободного развития здания вверх и в стороны используется архитекторами для создания необычных объемов.

Такие приемы представляют определенный интерес. Однако, хотя авторов нельзя упрекнуть в недостаточной изобретательности, подчинение жилых помещений стандартным схемам представляется здесь чрезмерно жестким. В обоих случаях определенную роль играет ограниченность номенклатуры сборных элементов.

Во многих случаях сложные объемы зданий обусловлены стремлением архитекторов обеспечить каждую квартиру или группу квартир многоэтажного жилого дома открытыми помещениями (лоджиями большой площади или двориками).

На рис. 36 показан жилой дом в Париже, на ул. Эрар, где выступающие объемы позволяют создать лоджии, открытые солнцу.

Жилой дом для престарелых в Лондоне, имеющий форму неправильной уступчатой пирамиды, построен из крупных сборных элементов, образующих в плане шестигранные соты (рис. 37). По замыслу авторов такая система позволяет сооружению расти свободно во всех направлениях. Некоторые шестигранники на этажах не застраиваются. На площади незастроенных шестигранников устраивают переходы, дворики и т. д. Квартиры хорошо изолированы друг от друга.

В семиэтажном корпусе дома для престарелых в Колумбусе (США) открытые помещения квартир образованы сдвигом каждого следующего этажа, создающим свободное пространство на крыше нижележащего этажа (рис. 38); характер объемного решения здания во многом определяется объединением семиэтажного корпуса с двухэтажным. Поперечные стены корпусов имеют криволинейные очертания.

Прием сдвига этажей довольно широко применяется в перспективных проектах новых городов, а также в проектах зданий, представляемых на конкурсы, посвященные дому будущего. Уступчатые дома позволяют создать плотную застройку квартала без затенения соседними зданиями. Сдвиг этажей создает террасы, используемые как открытые дворики прилегающих квартир.

В проекте нового города близ Вульфена (ФРГ) дома имеют форму пирамид (рис. 39). Террасы, образованные в результате уменьшения площади каждого верхнего этажа, увеличены за счет консолей, которые выполняют роль солнцезащитных козырьков для нижележащих этажей.

Интересно решение темы многоэтажного жилого дома с садом у каждой квартиры в здании «Хабита-67», построенном ,на Всемирной выставке в Монреале (рис. 40). Здание построено из объемных элементов одинаковых габаритов, но с разным расположением проемов. Консольно нависающие и сдвинутые назад блоки, расположенные в одном направлении и под прямым углом друг к другу, чрезвычайно усложнили пространственное построение здания. Местами блоки разрежены, образуют просветы и проходы на первом этаже. При каждой квартире

(большинство квартир расположено в двух уровнях) предусмотрен один или два сада. Сады расположены на крышах нижележащих блоков и удобно связаны с помещениями квартир. Сооружение представляет собой интересный пример единства архитектурного и конструктивного решений.

Проект осуществлен не полностью. В нем предусматривалось создание комплекса зданий из объемных элементов, отличающихся площадью застройки, этажностью и силуэтом. Проект следующей очереди строительства предусматривает возможность непрерывного роста структуры сооружения до образования дома-города. На уровне первого этажа крупных зданий здесь предусмотрены большие открытые

пространства для размещения учреждений обслуживания, магазинов кино и т. д.

В проекте сборно-монолитного жилого дома, показанного на рис. 41, также у каждой квартиры предусмотрен дворик. Здесь дворики (расположены между квартирами на крышах квартир нижележащего этажа. Шахматный порядок размещения квартир создает сложную пластику здания.

Квартиры и дворики образуют кольцо с внутренними круговыми галереями, объединяющими квартиры с четырьмя узлами вертикальных коммуникаций. Центральный двор здания сделан для обеспечения сквозного проветривания квартир и двориков, для освещения лестничных клеток и выходящих на галерею помещений.

Приемы обеспечения квартир многоэтажных домов «зелеными комнатами» давно занимают внимание архитекторов, особенно проектирующих для жарких районов.

Постройки и проекты такого рода (в том числе приведенные на рис. 40, 41) показывают, что «зеленые комнаты» играют роль больших открытых помещений, влияющих на микроклимат.

В проекте, премированном на японском конкурсе на современное жилище, предусмотрена целая система домов-башен со сложной структурой общественных учреждений, служащих стиллобатом для всех зданий. План типового этажа дома-башни имеет план кольца. Узлы вертикальных коммуникаций, расположенные в вертикальных шахтах, служат несущей опорой всего здания. В этом здании нет индивидуальных двориков у квартир, но через этаж устроены общие обширные дворы.

Основная идея, заложенная в проекте, заключается в изменении объемов квартир в зависимости от изменения семьи, за счет присоединения (или отсоединения) объемных кабин со спальнями (рис.42).

По-иному решен дом-город в неосуществленном проекте для выставки в Монреале (рис. 43). Террасно сдвинутые объемы образуют перевернутую пирамиду, среднее пространство которой защищено сверху прозрачным пластмассовым покрытием. Внутри пирамиды также перекрыт ряд уровней. Под одной крышей организовано пространство для жилья, работы .и отдыха. Квартиры, расположенные в трех уровнях, ориентированы на две стороны — внутрь пирамиды и на внешнее пространство.

Французские архитекторы разработали проект города в виде гигантской открытой чаши (рис. 44). Круглый амфитеатр сооружения окаймляет озелененную территорию с водными бассейнами и общественными зданиями.

В проектах швейцарского архитектора Ионаса для застройки использованы дома-воронки (рис. 45).

В проекте нового города для Монако на искусственном полуострове развита тема амфитеатра (рис. 46). На гигантских отступающих террасах расположены жилые дома, зеленые насаждения и т. д. Такой прием позволил более полно использовать небольшую территорию застройки.

В ряде проектов домов-городов и жилых образований приняты сужающиеся кверху объемы сооружений в виде пирамид, конусов и т. д.

Такая форма обеспечивает хорошую инсоляцию и освещенность помещений почти при любой этажности дома и плотности застройки и исключает длительное затенение домов друг другом.

В Испании запроектировано здание в виде пирамиды с квадратной формой плана (рис. 47) в Японии — жилое образование в виде четырех-лепестковой пирамиды (рис. 48).

Во французском проекте жилой застройки силуэт города определяется громадными конусами канатных сеток, закрепленных на высоких мачтах шахт вертикальных коммуникаций (рис. 49). Сетчатая конструкция создает второй ярус города, в котором можно разместить разные сооружения и пути .коммуникаций.

В японском проекте «плавающего» города на 30 тыс. человек криволинейные очертания зданий образуют своеобразный силуэт, напоминающий ряды холмов (рис. 50).

Стремление максимально изолировать квартиры многоэтажных домов отразились в серии проектов так называемых «домов-деревьев». В таких домах на мощном стержне размещена лестнично-лифтовая шахта, к которой консольно крепятся объемы квартир.

В серии проектов домов в США различно решены «ветви» здания, идущие на две, три и четыре стороны (рис. 51).

В проекте домов-башен высотой 50—99 м редко расставленные объемы кабин включают квартиры или номера гостиниц (рис. 52).

Целые «леса» «домов-деревьев» предусмотрены в проектах, разработанных в Японии (рис. 53 и 54). Такие «леса» в сочетании с обычными домами увеличивают плотность заселения при хорошей изоляции жилищ, хороших условиях инсоляции и т. д. В «ветви» домов включены жилые объемы с площадками и аллеями, засаженными деревьями.

В Дании разработан конкурсный проект «домов-деревьев» с более густыми «ветвями» (рис. 55). Консольные объемы с квартирами расположены тремя ярусами.

В некоторых проектах жилых образований «дома-деревья» объединены в сложные непрерывные структуры.

В проекте японского архитектора Курокава трилистники с несколько сдвинутыми по отношению друг к другу консолями — «ветвями» составляют длинную цепь.

Японский архитектор Исозаки разработал проект группы пространственных структур из объединенных «домов-деревьев» (рис. 56). От центрального ствола с вертикальными коммуникациями кснсольно идут «ветви» — коридоры. От них также консольно в обе стороны наращиваются объемы квартир. Большие жилые здания имеют ничтожную площадь застройки, чтобы можно было максимально использовать территорию участка.

Многие из таких проектов пока нереальны, фантастичны, дороги, экономически не оправдывают себя, но представляют интерес как попытки решить градостроительные проблемы городов будущего, в том числе вопросы плотности заселения, изоляции квартир, связи жилища с природой, разработать оригинальные объемно-пространственные решения жилых зданий.


..Следующая страница->